Строго говоря, титхи – это не совсем «день», т.к. название «лунный день» – условное. Точнее слово титхи переводится как «стоянка». Каждая стоянка – это 1/30 часть пути Луны (относительно Солнца) от одного новолуния до другого. Или можно сказать, что весь путь Луны (360°) поделили на 30 равных частей, и поэтому каждая стоянка занимает ровно 12° (360 / 30 = 12). Образно можно представить себе, что в этой части неба Луна, подобно путнику, «остановилась на постой». (В последнее время все же чаще говорят «лунный день», а не «стоянка Луны». И поскольку это стало привычным, мы также будем использовать название «лунный день» – просто как термин). Как только Луна отходит от Солнца на очередные 12°, заметно меняется лунная фаза и наступает следующий лунный день. Таким образом, лунные дни – это фазы Луны, а не «день» или «ночь». Скорость движения Луны непостоянна, поэтому продолжительность титхи колеблется где-то между 19 и 26 часами, так что не стоит путать лунный день с солнечными сутками, которые всегда равны 24 часам.
Всем известно, что Луна бывает растущей и убывающей. В индийской астрологии это обязательно учитывается. Время видимого увеличения Лунного диска, т.е. от новолуния до полнолуния, называется «светлой половиной» или «светлой стороной» (шукла-пакша). Время же уменьшения Луны, т.е. от полнолуния до новолуния, называется «темной половиной» (кришна-пакша).
Поскольку весь путь Луны поделен на 30 равных частей, то каждая половина Лунного месяца (и светлая, и темная) делятся ровно на 15 равных частей – по 12°. Каждый титхи в светлой и темной половинах месяца имеет свое название.
Первый называется пратипад (начало, вход), а дальше названия идут просто по номерам:
двитйа (второй), тритйа (третий), чатуртхи (четвертый), панчами (пятый), шаштхи (шестой), саптами (седьмой), аштами (восьмой), навами (девятый), дашами (десятый), экадаши (11-й), двадаши (12-й), трайодаши (13-й), чатурдаши (14-й).
Название последнего, 15-го лунного дня зависит от половины лунного месяца. В светлой половине (шукла-пакша) он называется пурнима (полнолуние), поскольку окончание 15-го лунного дня здесь совпадает с полнолунием. А в темной половине месяца (кришна-пакша) окончание 15-го дня совпадает с новолунием, поэтому он и называется амавашйа (новолуние), это слово можно также перевести как «у себя дома».
В каждой из половин месяца качества лунных дней с 1-го по 14-й, имеющих одинаковый номер, считаются одинаковыми. Т.е. например, 11-й лунный день (экадаши), имеет одинаковые качества в темной и светлой половинах лунного месяца.
Но есть и некоторые тонкости: при растущей Луне все дела, начатые в даный лунный день, имеют тенденцию к росту, расширению, усилению и увеличению.
А при убывающей Луне - к уменьшению, сжатию, ослаблению и завершению. В этом отличие одноименных лунных дней. А в остальном их качества совпадают, за исключением 15-го лунного дня.
Для большей точности лунные дни делят еще пополам – по 6°. Половина титхи называется карана, это 1/60 часть лунного месяца. Такое деление позволяет, например, отследить момент первой и последней четвертей Луны, который приходится на конец первой караны 8-го и 23 титхи, соответственно.
Иногда лунные дни темной половины месяца нумеруют числами от 16 до 30. Понятно, что для перехода от одной системы нумерации к другой нужно просто прибавить или вычесть 15.
Заметьте, что нумерация и название лунного дня (титхи) основано на характеристике его окончания, а не начала: первый день заканчивается, когда Луна удаляется от Солнца на 12° (12 х 1), второй – на 24° (12 х 2), третий – на 36° (12 х 3) и т.д. Окончание 15-го лунного дня светлой половины Луны – это момент полнолуния, а темной ее половины – момент новолуния.
Таковы лунные дни Ведического календаря. Заметим также, что момент начала (или окончания) каждого титхи для всей Земли одинаков, поскольку он определяется взаимным положением центров Земли, Луны и Солнца относительно эклиптики. Но конечно, в разных часовых поясах этот момент (обычно заданный по Всемирному времени) пересчитывается в поясное время, и поэтому приходится на разное время солнечных суток, а иногда и на разные даты.
Как же узнать, какой титхи будет благоприятным, а какой – нет?
Поможет деление титхи на пять групп – нанда, бхадра, джайа, рикта, пурна, каждая из которых повторяется через 5 дней:
Нанда ("радостный") 01, 06, 11-й титхи
Бхадра ("благой") 02, 07, 12-й
Джайа ("победный") 03, 08, 13-й
Рикта ("пустой") 04, 09, 14-й
Пурна ("полный") 05, 10, 15-й
Таким образом, мы уже можем понемногу начинать использовать знание мухурты – для начала тех дел, которые в этот день наиболее благоприятны.
Например, все позитивные дела можно начинать в «полный» титхи – в 5, 10 или 15-й лунный день (кроме новолуния).
А как же негативные дела – уборку, чистку, споры или борьбу с врагами? Их можно начинать в «пустой» титхи, то есть в 4, 9 или 14-й лунный день.
Обратите внимание на 11 и 26-й титхи, которые называются экадаши (одинадцатый). В эти дни рекомендуется ограничить себя в еде (или поголодать). Даже вегетарианцы в этот день постятся: не употребляют крупы, бобовые, а также мучное. Ограничение в еде по экадашам весьма полезно для здоровья, но особенно помогает в практике медитации.
Полнолуние (пурнима) или 15-й лунный день светлой половины месяца (шукла-пакша) считается благоприятным для любой деятельности, особенно для церемоний и духовных практик.
Новолуние (амавашйа) или 30-й лунный день считается неблагоприятным почти для любых дел (за исключением духовных практик, почитания умерших и т.д).
(При подготовке этой статьи использовались материалы по ведической астрологии с сайта http://Tony.donetsk.ua )
Информацию взяла здесь - http://yogaclassic.ru/post/2168
Нижеизложенную информацию собрала с сайтов:
http://yogaclassic.ru/post/2857
http://tony.donetsk.ua/_jyotish/today_tithi.html